Что такое смерть?
Давайте рассмотрим понятие смерти в Священном Писании. В книге Екклесиаста о смерти говорится как о разделении тела и духа: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его», (Еккл. 12:7). Эти слова напоминают Быт. 2:7 (человек возник, когда Бог вдунул дыхание жизни в прах земной), только движе-ние в обратном направлении. Схожие описания смерти как распада тела и «отнятия» Бо-гом «дыхания жизни» также находим в Иов.34:14-15 и в Пс. 103:29-30. В Новом Завете Иаков тоже говорит о смерти как о разделении тела и духа: «Ибо, как тело без духа мерт-во, так и вера без дел мертва», (Иак. 2:26). Но нигде в Библии мы не находим, будто смерть – это прекращение существования. Эриксон на этот счет хорошо подметил: «Мы ведем речь о прекращении жизни в ее знакомой нам телесной форме. Но это не конец су-ществования. Согласно Писанию, жизнь и смерть следует понимать не как бытие и небы-тие, а как две разные формы существования. Смерть – лишь переход в иную форму суще-ствования; это не полное исчезновение, как склонны думать некоторые». Далее Эриксон умело разграничивает и объясняет виды смерти: «Помимо физической смерти, Писание говорит также о смерти духовной и вечной. Физическая смерть – отделение души от тела; смерть духовная – отделение человека от Бога; вечная же смерть – окончательное завер-шение и закрепление этого состояния отделения, человек становится навеки погибшим в своем греховном состоянии. В Писании состояние духовной смерти ясно характеризуется как неспособность откликаться на духовное или даже полная потеря чувствительности и восприимчивости к духовному». Для каждого утверждения можно найти библейское ос-нование. Например, апостол Павел пишет в ефесскую общину: «И вас, мертвых по пре-ступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили... оживотворил», (Еф. 2:1-2, 5). Здесь явно описано состояние духовной смерти: человек, живущий в грехах и не слыша-щий Господне Слово, мертв для Бога, потому и не верит в Него. Фраза «по преступлени-ям и грехам» указывает на то, что смерть действует в сфере преступлений и греха, и под-водит к выводу, что убивает людей грех (Рим. 5:12; 7:10; Кол. 2:13), и что в таком вот ду-ховно мертвом состоянии они и остаются.
Ради справедливости нужно сказать, что в Библии есть сочетание «смерть вторая» и нет – «смерть третья». Под «смертью второй» подразумевается вечная смерть: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лже-цов – участь в озере, горящем огне и серою; это – смерть вторая», (Откр. 21:8). Эриксон комментирует: «Вторая смерть не равнозначна физической смерти и не наступает автома-тически после нее. Из Откровения мы узнаем, что верующие не узнают второй смерти: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не име-ет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет», (Откр. 20:6). Вторая смерть – нескончаемое наказание и отделение от Бога, послед-нее и окончательное состояние гибели человека, который оказался духовно мертвым к моменту физической смерти». Итак, вечная смерть по сути есть смерть духовная, только окончательная, не дающая человеческой душе никакого шанса что-либо изменить.
автор: Алексей Дунаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий