Венцы
Венец в Новом Завете является одновременно и синонимом более общего термина «награда», и одним из её видов. Так Апостол Павел использует термин «венец» как синоним награды в 1 Кор. 9:25, когда пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». В таком же смысле Иисус говорит о венце в Отк. 3:11: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Кроме того, в Новом Завете описаны несколько различных видов венцов: венец правды (2 Тим. 4:8), венец жизни (Иак. 1:12, Отк. 2:10), венец славы (1 Пет. 5:4) и венец похвалы (1 Фес. 2:19), а также уверовавшие как венец благовестника (Фил. 4:1).
В отношении венцов возникает несколько вопросов. Во-первых, будут ли венцы буквальными неувядающими венками или это только образ награждения победителя, который не стоит воспринимать буквально? Во-вторых, различные венцы это действительно несколько венцов или это различные описания одного венца, который будет сочетать все эти качества? В-третьих, венцы являются наградой для каждого верующего или особенной наградой для некоторых христиан за определенные заслуги? В-четвертых, как понимать такие словосочетания, как «венец жизни» или «венец правды»? В-пятых, все ли венцы перечислены в Библии или их больше? На эти вопросы различные толкователи дают разные ответы. Чтобы разобраться и принять определенную позицию рассмотрим все эти венцы по отдельности.
Венец жизни. Данный венец (tov стёфауоу т^; СЮА?) встречается в двух текстах Нового Завета: Иак. 1:12 и Отк. 2:10. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Иоанн пишет: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).
Иаков и Иоанн пишут о венце жизни для утешения и укрепления христиан, испытывающих трудности и искушения.
Знатоки греческой грамматики предлагают три возможных варианта значения фразы «венец жизни»: (1) венец, «который есть жизнь», (2) венец «принадлежащий жизни», (3) «жизненный» венец. Практически все комментаторы данного текста поддерживают первый вариант. В этом случае венец является метафорическим обозначением вечной награды. В пользу того, что слово «венец» является образным обозначением награды, говорит и подобное употребление этой фразы в еврейской религиозной литературе еще до времени написания Нового Завета. Что речь идет именно о вечной жизни, а не о нынешней, понятно из слов Иакова: «Который обещал Господь любящим Его». Если эта жизнь обещана только части живущих людей, то это не может быть нынешней жизнью. Есть и еще один серьезный аргумент в пользу того, что речь идет о будущей жизни. Иаков использует фразу «обещал Господь любящим Его» еще раз, во второй главе того же послания: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). В этом тексте обещание ясно относится к будущему, т.е. ко времени установления Царства. Логично предположить, что и в первом случае обещание относится к будущему.
Возникает важный вопрос в отношении венца жизни. Если это вечная жизнь, то как же она может быть наградой? Разве верующие не получают её по благодати, независимо от дел? Ответ на этот вопрос мы дадим позже.
Еще один вопрос — все ли верующие получат венец жизни? В обоих текстах, где употребляется эта фраза, она выглядит как обетование верующим, испытывающим притеснения со стороны мира. Однако это обетование содержит определенное условие — оставаться верным даже до смерти. Томас пишет по этому поводу: «Обетование ограничено и дано только тем, кто любит Его. Любовь Господа открывается в Иакова как реальная и как вечная сущность веры. Она проявляется через терпеливость и таким образом получает одобрение и награду» . Т.е. стойкость в искушении является обязательным выражением веры и любви к Господу. Искушение не производит веру и, как следствие, жизнь вечную, но выявляет их наличие. Значит, этот венец получат все истинные христиане, чья вера была испытана и найдена подлинной. Обещание Христа в послании к Ефесской церкви тоже выражает эту идею: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк. 2:7).
Похожее наставление встречается и у Петра: «О сем (спасении и небесном наследии) радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:6-9).
Итак, все верующие получат венец жизни, т.е. саму вечную жизнь! Зачем же тогда Иаков и Иоанн говорят о вечной жизни, как о мотиве для стойкости, если все верующие всё равно эту жизнь получат? Очевидно, что Господь обращает внимание верующих на блаженство вечной жизни в качестве утешения, уча христиан не унывать, и смотреть не на нынешние проблемы и притеснения, но на обетования в вечности. Особенно важным этот призыв Господа выглядит в книге Откровения. Положение церкви в Смирнах крайне тяжелое: один из членов церкви казнен за веру в Иисуса Христа, другим также угрожает смерть. Господь видит это, но не обещает земного избавления, а напротив, сообщает, что верующих из этой церкви ждет тюремное заключение и, возможно, смертная казнь. Такая перспектива выглядит пугающей, поэтому Иисус призывает христиан не бояться физической смерти, зная, что их ждет воскресение из мертвых. В доказательство Господь приводит свой пример — Он тоже был казнен, но воскрес из мертвых. Господь напоминает о вечной жизни для укрепления мужества верующих в гонениях.
Венец правды. О венце правды мы читаем у апостола Павла: «время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).
Фраза «венец правды» имеет такую же структуру, как и «венец жизни». То есть Павел говорит, что Господь даст ему венец, который является праведностью. Этот венец готовится всем «возлюбившим явление» Господа. Слово «готовится» (апокегтаь) передает идею, что этот венец уже готов, но «отложен в сторону» на время, пока не состоится его торжественное вручение.
Природа этого венца, как и венца жизни, вызывает вопрос о его заслуженности. Может показаться, что Павел ожидает венец правды, как награду за свои духовные подвиги и победу, но это не совсем так. Павел сам писал о своих привилегиях и своей праведности в том числе:
Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3:8-11).
Если Павел не надеется на свои заслуги для обретения праведности, но ищет праведности от Бога через веру, то почему он пишет о праведности, используя метафору венца, т.е. награды победителю? Павел не надеялся на праведность от исполнения закона, но ожидал праведность от Бога в ответ на веру. Эту веру он сохранил и проявил в послушании и победоносном служении. Павел подчеркивает близость окончания своего труда и земной жизни, сравнивая это с тяжелой борьбой атлета и финалом олимпийских игр. Состязания окончены, теперь осталось только вручить награды. Павел предвкушает славную жизнь со Христом, уподобляя её радости победителя олимпиады. Борьба окончена! Впереди награждение, слава и почет. Можно отдохнуть, «почивать на лаврах». Господь выступает здесь в роли «праведного Судьи». С одной стороны, это говорит о справедливости награды, с другой стороны, праведность может дать только Тот, кто Сам праведен. Дуайт Эдвадс пишет по этому поводу:
Этот «венец праведности» вручается «справедливым Судьей» — Господом. Несомненно, это отличается от несправедливого судьи — Нерона, с которым Павел скоро встретится. Подготовленность показывает его доверие суду Христа, в противоположность следствию императорского суда, когда истинная праведность его достижения будет пересмотрена.
Для Павла праведность была драгоценна и желанна, как венец победителя, как золотая медаль для олимпийцев. Павел пишет, что этот венец является общим для всех верующих во Христа, «возлюбивших явление Его». Сложно сказать о каком именно явлении Христа, первом или втором, идет речь. Возможно, здесь нет разделения, но оба пришествия Христа соединяются в одно значимое событие, имеющее великую ценность для каждого христианина. Важна и смерть, и воскресение, и прославление, и возвращение, и правление Христа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий