Блог посвящен таким темам, как : исследование Священных Писаний ,последнее время, история человечества в свете Библии, познание Бога...

вторник, 9 февраля 2016 г.

Разрушение Иерусалима 586 г. до н.э.

Вавилонская хроника

Хроника составлена на вавилонском диалекте аккадского языка. Ниже приведена та часть Хроники, которая рассказывает о войне Вавилонии с Ассирией и о последовавших затем завоевательных походах Навуходоносора II. Плохо сохранившиеся части в переводе опущены. 

Ассирийское войско подошло к Ниппуру, и Набопаласар отступил перед ним. [Ассирийское войско] и жители Ниппура преследовали его до Урука. В Уруке они сразились против Набопаласара [затем] бежали от Набопаласара. 
В месяце айяру ассирийское войско вступило в Аккад. В 12-й день месяца ташриту ассирийское войско подошло к Вавилону. В тот же день вавилоняне вышли из Вавилона, сразились с ассирийским войском и нанесли тяжелое поражение ассирийскому войску [ и] захватили у них добычу.
В течение одного года в стране не было царя
 (626 г.до н.э.). В 26-й день месяца арахсамну Набопаласар сел на престол в Вавилоне. [Это] "начало царствования" Набопаласара (в Вавилонии первый год царствования считали, начиная с первого месяца нисанну, когда отмечалось наступление Нового года. Промежуток времени между фактическим вступлением какого-либо царя на престол и первым днем месяца нисанну считался началом царствования данного правителя). В месяце аддару богов страны Суз (т.е. Элама, столицей которого были Сузы), которых ассирийцы увезли и установили в Уруке, Набопаласар вернул в город Сузы. 
В 1-м году Набопаласара 
(625 г. до н.э.), в 17-й день месяца нисанну страх овладел городом, Шамаш и боги [города] Шапаззу (город на берегу реки Дияла) прибыли в Вавилон. В месяце айяру, 21-й день, ассирийское войско вступило в город Саллат (город к северу от Вавилона) и вывезло имущество. На 20-й день [месяца симану] боги Сиппара прибыли в Вавилон. На 9-й день месяца аббу Набопаласар и его войско подошли к городу Саллат и напали на город Саллат, но не захватили [этого] города. Когда прибыло ассирийское войско, он отступил перед ними и отправился обратно. 
Во 2-м году Набопаласара
 (624 г. до н. э.), в начале месяца улулу ассирийское войско спустилось в страну Аккад и расположилось на [берегу] канала Баниту. Они совершили нападение на Набопаласара, но ничего не добились ... и вернулись обратно. 
[В 3-м году ...] 
(623 г. до н.э.) Дер отложился от Ассирии... 
В 10-м году (
616 г. до н. э.) в месяце айяру Набопаласар созвал войско Аккада и направился по берегу Евфрата. Жители областей Суху (область на Среднем Евфрате между Хиндану и Вавилонией) и Хиндану (область в долине Среднего Евфрата ниже устья реки Хабур населенная арамейскими племенами хиндану, включала в себя территорию бывших Ханны и Мари) не стали нападать на него и положили перед ним подать. В месяце аббу ассирийское войско собралось в городе Габлину (город в области Хиндану). Набопаласар поднялся против них и в 12-й день месяца аббу напал на ассирийское войско. Ассирийское войско отступило перед ним, и он нанес сильное поражение Ассирии. Они захватили много добычи. Маннеи , которые прибыли к ним на помощь, и ассирийские вельможи были взяты в плен. В тот же день Габлину был захвачен. В том же месяце аббу царь Аккада и его войска поднялись против городов Мане, Сахиру, и Балиху (города в бассейне Евфрата) и, забрав у них добычу, увели многих в плен и богов их увезли. В месяце улулу царь Аккада я его войско направились обратно и попутно он взял в Вавнлон [жителей] города Хиндану и его богов. 
В месяце ташриту египетское войско и ассирийское войско направились против царя Аккада [и дошли] до города Габлину, но они не [смогли] захватить царя Аккада и вернулись обратно. В месяце аддару ассирийская армия и армия Аккада напали друг на друга в городе Мадану, что в области Аррапха, и ассирийское войско отступило перед аккадским, [которое] нанесло ему сильное поражение и бросило его [обратно] к реке Заб. Их колесницы и лошади были захвачены и много [другой] добычи было взято у них. Они заставили многих пленников перейти Тигр и доставили их в Вавилон. 
[В 11-м году царь] 
(615 г. до н. э.) Аккада созвал свое войско и поднялся по берегу Тигра и в месяце айяру расположился у Ашшура. В ... день месяца симану он совершил нападение на город, но не захватил его. Ассирийский царь созвал свое войско и прогнал царя Аккада от Ашшура, и преследовал его до города Такритаин, что на берегу Тигра. Царь Аккада расположил свое войско в крепости города Такритаин. Ассирийский царь и его войско расположились лагерем против армии царя Аккада, которая была расквартирована в Такритаине, и в течение 10 дней он совершал нападения на них, но не [смог] захватить город. Армия царя Аккада, которая была расквартирована в крепости, нанесла тяжелое поражение Ассирии, ассирийский царь и его войско [отступили] и вернулись в свою страну. В месяце арахсамну мидянин (имеется в виду мидийский царь Киаксар) спустился в страну Аррапха и ....... 
В 12-м году 
(614 г. до н.э.) в месяце аббу мидянин [выступил] против Ниневии ... и он двинулся стремительно, но они захватили [лишь] Тарбицу, город в области Ниневии ... . Он преследовал [вниз по берегу] Тигра и расположился лагерем против Ашшура. Он напал на город ... и разрушил. Он учинил жестокую резню многим людям, ограбил [его](т.е. Ашшур) и увел [пленных. Царь] Аккада и его войско, которые пришли на помощь мидянам, не застали битвы, [ибо] город [уже был захвачен. Царь] Аккада и Киаксар встретились друг с другом у города. Они заключили друг с другом [договор] о дружбе и мире. Киаксар и его войско вернулись в свою страну; царь Аккада и его войско [также] вернулись в свою страну. 
[В 13-м году (
613 г. до н.э.) в месяце] айяру жители области Суху восстали [против] царя Аккада и стали совершать враждебные действия. [Царь Аккада] созвал свое войско и направился к Суху. В 4-й день месяца симану он напал на Рахилу, город в середине Евфрата, и город был захвачен в тот же день... 
[В 14-м году] 
(612 г. до н. э.) царь Аккада созвал свое войско ... Царь умман-манды (месопотамское обозначение переднеазиатских скифов, в данном случае имеется в виду царь Мидии ) с царем Аккада встретился ... Они направились вдоль берега Тигра и ... против Ниневии... Они совершили сильное нападение на город, и в [... день город был захвачен...]. В тот день Син-шар-ишкун, ассирийский царь, [погиб?]. Большую добычу из города и храма они унесли и [превратили] город в развалины и руины... В 12-й день месяца улулу Киаксар и его армия вернулись в свою страну. Царь Аккада и его войско дошли до города Насибин... В месяце... [Ашшур-убаллит] вступил на престол царя Ассирии в городе Харране ... 
В 15-м году (611 г. до н.э.) в месяце ду'узу ... царь Аккада созвал свое войско и выступил против Ассирии... и захватил область Шуппа, ограбил их ... В месяце арахсамну царь Аккада принял на себя руководство армией и [выступил] против города Руггулити (
город в Верхней Месопотамии), напал на город и захватил его на 28-й день месяца арахсамну [и] ни одного человека не оставил [в живых]. 
В 16-м году (
610 г. до н. э.) и, в месяце айяру, царь Аккада созвал свое войско и выступил против Ассирии. Начиная [с месяца симану?] до месяца арахсамну они победоносно прошли по Ассирии. В месяце арахсамну умман-манда прибыли на помощь царю Аккада и они объединили свои войска и направились к городу Харрану против Ашшур-убаллита, который сел на ассирийский престол. Страх перед врагом напал на Ашшур-убаллита и на египетское войско, которое прибыло [на помощь ему]. Они покинули город... Царь Аккада достиг Харрана ... город был взят. Они увезли из города и храма много добычи. В месяце аддару царь Аккада ... вернулся в свою страну умман-манда, которые прибыли на помощь царю Аккада, ушли [в свою страну]. 
[В 17-м году] (
609 г. до н.э.) в месяце ду'узу Ашшур-убаллит, царь Ассирии [и] большое египетское войско ... перешли реку, выступив против города Харран, чтобы захватить его ... В месяце улулу он совершил нападение на город и ничего не захватил, но [и] не отступил. Царь Аккада прибыл на помощь своему войску, [но не совершил] нападения, а поднялся в [область] Изалла ( горы на северо-западе Верхней Месопотамии, совр. Караджадаг) и захватил много городов расположенных в горах ... [дойдя] до области Урарту ... 
В 18-м году (
608 г. до н.э.) в месяце улулу Набопаласар, царь Ассирии, созвал свое войско и, следуя по берегу реки Тигра, поднялся в горную страну Бит-Хануния (урартская область к северо-западу от оз.Ван), область [страны] Урарту. Он сжег города ц забрал многочисленную добычу. В месяце тебету царь Аккада вернулся в свою страну. 
В 19-м году (
607 г. до н.э.) , в месяце симану царь Аккада созвал свое войско, а Навуходоносор, его старший сын, наследник престола, [также] созвал свое войско, и они направились в горы страны... Царь Аккада оставил наследника престола и его войско [и] в месяце ду'узу сам вернулся в Вавилон. Затем Навуходоносор совершил нападение на [крепости?] в горах и захватил их, предал их огню, забрал много добычи из горной области ... Он захватил все горные области. В месяце улулу наследник престола вернулся в Вавилон, и в месяце ташриту царь Аккада созвал свое войско и направился к городу Кимуху (город в районе большой излучины Евфрата), который расположен на берегу реки Евфрата. Он перешел реку и вступил в бой против города и захватил город в месяцекис-лиму. Он увел из него пленников и назначил туда гарнизон. В месяце шабату он вернулся в свою страну. 
В 20-м году (
606 г. до н.э.) египетское войско прибыло к городу Кимуху, [выступив] против гарнизона, который царь Аккада оставил там, и в течение четырех месяцев они сражались против города и затем захватили город. Они уничтожили гарнизон, [оставленный] царем Аккада. 
В месяце ташриту царь Аккада созвал свое войско, прошел по берегу Евфрата и разбил свой лагерь у города Курамати, который расположен на берегу Евфрата. Он послал свои войска за Евфрат, и они захватили города Шунадири,Эламму и Дахамму
 (города в Северной Сирии, точное их расположение неизвестно), которые находятся в Заречье. Они забрали оттуда добычу. В месяце шабату царь Аккада вернулся в свою страну. Египетское войско, которое перешло Евфрат у Каркемиша, выступило против вавилонской армии, которая была расквартирована в Курамати. Вавилонское войско отступило... 
В 21-м году (605 г. до н.э.) царь Аккада оставался в своей стране, [а] Навуходоносор, его старший сын [и] наследник престола, созвал [войско] и взял на себя командование своей армией. Он направился к Каркемишу, который расположен на берегу Евфрата, ... Они вступили в битву друг с другом, и египетское войско отступило перед ним. Он нанес им поражение и в ничто [превратил] их. Что же касается остатков египетского войска, которые избегли разгрома, так [как они отступили еще до того, как] оружие настигло их, вавилонская армия догнала их в области Хамат (
город в среднем течение реки Оронт, совр. Хама в Сирии) и нанесла им такое поражение, что никто [не спасся] в свою страну. А Навуходоносор тем временем завоевал всю страну Хатти (имеется в виду Сирия). 
Набопаласар был царем Вавилонии в течение 21-го года. В 8-й день месяца аббу он умер. В месяце улулуНавуходоносор вернулся Вавилон и в 1-й же день месяца улулу он сел на царский престол в Вавилоне. 
В год вступления на престол Навуходоносор отправился обратно в страну Хатти и до месяца шабату он победоносно прошел по стране Хатти. В месяце шабату он доставил в Вавилон тяжелую подать страны Хатти. В месяце нисаину он взял руки [бога] Бела (отождествлен с Мардуком) и сына Бела ( имеется в виду Набу) и устроил праздник нового года. 
В 1-й год Навуходоносора
 (604 г. до н.э.) в месяце симану он созвал свое войско и направился в страну Хатти и до месяца кислиму победоносно прошел по стране Хатти. Все цари страны Хатти предстали перед ним, и он принял от них тяжелую подать. Он выступил против города Аскалон и в месяце кислиму захватил его. Он взял в плен его царя и забрал добычу... Он превратил город в развалины и руины ? затем в месяце шабату вернулся обратно в Вавилон. 
Во 2-м [году] (603 г. до н.э.) в месяце айяру царь Аккада собрал могущественную армию и [направился в страну Хатти] ... 
В 4-м году (601 г. до н.э.) царь Аккада созвал свое войско и направился в страну Хатти. Он победоносно прошел по стране Хатти. В месяце кислиму он взял [в свои руки] командование армией и выступил против Египта. Царь Египта услышал [об этом] и созвал свою армию. В битве они поражали друг друга и нанесли друг другу тяжелые потери. Царь Аккада и его войско повернули назад и вернулись в Вавилон. 
В 5-м году (600 г. до н.э.) царь Аккада [оставался] в своей стране и собрал в великом множестве свои колесницы и лошадей. 
В 6-м году (599 г. до н.э.) в месяце кислиму царь Аккада созвал свое войско и направился в страну Хатти. Из страны Хатти он послал своих воинов, и, пройдя по пустыне, они награбили у арабов много их имущества, скота их и богов их. В месяце аддару царь вернулся в свою страну. 
В 7-м году (598 г. до н.э.) в месяце кислиму царь Аккада созвал свое войско, направился в страну Хатти и осадил город Иудеи (
имеется в виду Иерусалим) и на 2-й день месяца аддару (начало 597 г. до н.э.) захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был [ему] по сердцу, получил тяжелую подать и послал [ее] в Вавилон... 
В 9-м году..(596 г. до н.э.) царь Аккада и его войско [направились] к берегу Тигра... Между ними [было] расстояние дневного перехода, [когда] царь [Элама] испугался и его охватил страх. Он вернулся в свою страну. 
В 10-м году (595 г. до н.э.) царь Аккада [был] в своей стране; начиная от месяца кислиму до месяца тебету в Аккаде происходило восстание... Он оружием убил многих из своих воинов, врага своего рукой своей захватил... [В месяце...] он направился в страну Хатти. Там цари... [предстали перед ним], и он [принял] их тяжелую подать а затем вернулся [в Вавилон].......

                            Осада Иерусалима и разрушение города

      Пророчества Иеремии о провале мятежа и его порицание мятежников не помешали им начать восстание, и реакция Вавилона не заставила себя ждать. Большая вавилонская армия во главе с Навуходоносором и его военачальниками подошла к городу и осадила его.
      1. В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал.
      2. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.
      3. В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.
      Книга Царств IV, 25:1-3.
      Осада Иерусалима началась на девятом году царствования Седекии, десятого тевета 588 года до н.э. и продолжалась два года и семь месяцев. Девятого тамуза 586 года до н.э., на одиннадцатом году царствования Седекии, город пал. Библейский текст не содержит однозначного упоминания о предоставлении Иудее военной помощи соседними государствами, за исключением посылки египтянами войск с началом осады.
      5. Между тем войско фараоново выступило из Египта, и Халдеи, осаждавшие Иерусалим, услышавши весть о том, отступили от Иерусалима.
      Иеремия 37:5.
      Прибытие египетских сил и отступление вавилонян от Иерусалима облегчило положение осажденных и пробудило в их сердцах надежду и энтузиазм. Некоторые ученые считают, что именно тогда произошли события, описываемые у Иеремии (порабощение заново рабов-иудеев, которые до этого были торжественно отпущены на волю в ходе церемонии, состоявшейся в Иерусалиме). Освобождение рабов, возможно, с началом осады, объясняют обычно желанием увеличить число защитников города и возможными негативными последствиями рабовладения во время осады. Иеремия и Иезекииль не поддались эйфории, которая охватила Иерусалимцев с появлением египетского подкрепления (Иеремия, 37: 6-11). И, действительно, помощь египтян оказалась несущественной, они отступили и вавилонская армия возобновила осаду города. Она продолжалась до окончательного падения Иерусалима. В городе начался голод, который привел к смерти многих из его жителей. Велики были также потери в результате болезней и ударов врага. Картины жестокой осады запечатлелись в Плаче Иеремии и в Книге Иеремии.
      Иерусалим пал девятого тамуза, в июле 586 года до н.э., Седекия и несколько военачальников бежали через царский сад, расположенный в южной части города, около отводного водоема, в степи Иерихона.
      7. Сделан был пролом в город, и побежали все военные и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и пошли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города.
      8. Войско Халдейское погналось за царем, и настигли Седекию на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него.
      9. И взяли царя и привели его к царю Вавилонскому в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес над ним суд.
      10. И заколол царь Вавилонский сынов Седекии перед глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле;
      11. А Седекии выколол глаза и велел оковать его медными оковами; и отвел его царь Вавилонский в Вавилон и посадил его в дом стражи до дня смерти его.
      Иеремия 52:7-11.
      Через месяц после взятия города, девятого или десятого ава 586 года до н.э. начальник телохранителей" Навузардан начал планомерное разрушение Иерусалима.
      9. И сжег дом Господень и дом царя; и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем;
      10. И стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей.
      Книга Царств IV, 25:9-10.
      Все храмовые принадлежности и драгоценности были взяты в качестве трофеев, и значительное число жителей страны было изгнано.
      11. И прочий народ, оставшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей.
      12. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.
      13. И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, из" ломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон.
      Книга Царств IV, 25:11-13.
      Пророк Иеремия так откликнулся на разрушение Иерусалима вавилонянами:
      2. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто в них не живет.
      Иеремия 44:2.
      Завоевание Иерусалима и изгнание царской семьи означали конец госу- дарства Иудея. Надежда на восстановление страны немногими оставшимися в ней еврейскими жителями казалась несбыточной. Однако изгнанники, находившиеся в Вавилоне, не переставали уповать на избавление.
      В заключение приведем отрывок из книги Маламата.
      Вторжение Навуходоносора в Страну Израиля зимой 589/8 года до н.э. поставило Иудею в чрезвычайно серьезное положение. С политической точки зрения, как выяснилось, Иудея осталась без какой-либо поддержки со стороны третьих стран, несмотря на активные дипломатические усилия ее представителей (см.: Плач Иеремии 1:2,7). Лишь Египет с опозданием предоставил ей незначительную помощь в борьбе против Вавилона. С военной точки зрения, готовность Иудеи противостоять врагу была намного меньшей, чем за десять лет до этого, когда в ее распоряжении находилось значительное число потенциальных воинов, впоследствии изгнанных из страны вавилонянами. Жители Иудеи были расколоты по вопросу о войне с Вавилоном. Не- которые из них поддерживали идею решительной борьбы, в то время как другие, в их числе пророк Иеремия и некоторые из военачальников, стремились к проведению политики умиротворения вавилонян после того, как убедились в том, что любое со- противление им бессмысленно. В этой связи остается лишь восхищаться способности противостояния защитников Иерусалима, которые выдерживали осаду в течению длительного времени. Если вести отсчет лет царствования Седекии с месяца нисан, то эта осада длилась около полутора лет. Если же воспользоваться другой системой отчета, начиная с месяца тишрей, то осада продолжалась около двух с половиной лет...
      Осада города началась десятого тевета на девятом году царствования Седекии. Она завершилась разрушением Храма седьмого (по другой версии девятого) ава на одиннадцатом году царствования Седекии, то есть на девятнадцатом году правления. При переводе этих дат на григорианский календарь осада продолжалась с 15 января 588 года до н.э. до 14 или 17 августа 586 года до н.э. Книга Царств рассказывает только о последних этапах осады Иерусалима и о его. Однако многочисленные подробности этих событий приводятся в пророчествах Иеремии и Иезекииля. Понимая, что положение Иудеи стало весьма опасным, царь Седекия отправил гонцов в Египет с тем, чтобы получить у фараона военную поддержку и, прежде всего, боевые колесницы, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль (Иезекииль, 17:15). Эту информацию подтверждает также и текст глиняных табличек Лахиша. Фараон Хефру с большим опозданием выслал на помощь Иудее подкрепление, что заставило вавилонян на короткое время снять осаду Иерусалима для того, чтобы сразиться с египетским. Это породило у жителей города иллюзию победы, против которых их предупреждал Иеремия. Иерусалимцы нарушили свои обещания об освобождении рабов, с помо- щью которых, по-видимому, они рассчитывали увеличить число защитников города в начале осады. Однако "экспедиционные силы" египтян были слишком малочисленными для того, чтобы их миссия могла увенчаться успехом. На основании гневных пророчеств Иезекииля о судьбе Египта и их даты можно заключить, что эта неудачная египетская экспедиция состоялась весной 587 года до н.э. Таким образом, египтяне пришли на помощь своим союзникам лишь спустя год после начала осады. Однако и после ее провала, когда кольцо осады все туже затягивалось вокруг столицы Иудеи, ее защитники продолжали сдерживать натиск врага еще в течение года.
      Из слов, сказанных Седекией Иеремии, можно заключить, что некоторые жители города сдались вавилонянам еще до взятия ими Иерусалима, в ходе последнего года осады
      ".., я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною".
      Иеремия, 38:19.
      Возможно, что эти перебежчики и были теми 832 жителями города, которые в соответствии с перечнем изгнанников в книге Иеремии, были изгнаны из города на 18- м году царствования Навуходоносора, то есть еще во время осады города. После падения города на 19-м году правления Навуходоносора произошло массовое изгнание жителей Иерусалима, подобно изгнанию во времена Иехонии. Хотя их точное число и не приведено в библейском тексте, там сказано, что
      "... прочий оставшийся народ Навузардан... переселил в Вавилон"
      Иеремия, 39:9; 52:15; Книга Царств IV, 25:11.
      Среди пленников были знатные вельможи, главы священнослужителей и военачальники. Однако на этот раз их ожидало более суровое наказание, чем во времена Иехонии. Все они были казнены в Ривле, где располагалась ставка.
      Успех в битве за Иерусалим был чрезвычайно важен для Навуходоносора. Для того чтобы добиться победы, он направил в Иудею своих лучших полководцев. Некоторые из них занимали впоследствии важнейшие посты в Вавилонской империи, например, Нергал-Шарацар, который в будущем занял вавилонский престол. При помощи наиболее передовой для того времени техники осады (осадные башни, насыпи, орудия и тараны для пролома стен) Иерусалим был взят вавилонянами. Вместе с тем из библейских текстов следует, что основной причиной поражения иудеев был жестокий голод, разразившийся в городе. Население Иерусалима, по-видимому, значительно выросло с вторжением вавилонян в Иудею за счет жителей провинциальных городов, искавших убежище в столице. В конце концов, 9 тамуза 11- го года правления Седекии (18 июля 586 года до н. э.) был сделан пролом в городских стенах, по-видимому, в северной части, которая с топографической точки зрения была наиболее удобна для проникновения в город.
      После штурма Седекия и его свита бежали из Иерусалима через южные предместья города, район царского сада недалеко от Силоамского водоема, по дороге в Заиорданъе. Седекия был схвачен халдеями на иерихонской равнине, доставлен в ставку Навуходоносора в Ривле и оттуда отправлен как пленник в Вавилон. Тогда же, видимо, Навуходоносор и принял решение разрушить Иерусалим и Храм и для этой цели вызвал "начальника телохранителей" Навузардана. Со времени бегства Седекии, его доставки в Ривлу и до появления Навузардана перед стенами города прошло около четырех недель.
      Спустя месяц со дня взятия Иерусалима вавилоняне разрушили городские стены и здания, сожгли Храм и царский дворец. Оставшиеся в Храме культовые принадлежности, а также царские сокровища, остававшиеся во дворце после того, как часть их уже была отправлена в Вавилон во времена Иехонии, были уничтожены или разграблены. Археологические раскопки, проведенные в Верхнем городе и на восточном склоне холма Офель, представили свидетельства катастрофы, постигшей Иерусалим в эти тяжелые дни. Обнаруженные предметы создают картину полного разрушения расположенных там зданий. Масштабы разрушений были столь велики, что и спустя 150 лет Неемия не сумел восстановить городские кварталы, располагавшиеся на этом месте и был вынужден оставить их за пределами городской стены, возведенной им в верхней части кургана. Возле сторожевой башни, которая контролировала северную линию городских укреплений археологи обнаружили сожженный пол со стрелами, которые были на вооружении вавилонской армии. Они свидетельствуют, по-видимому, о последней схватке защитников города с прорвавшимся с севера врагом.
      Захват Иерусалима и падение династии Давида привели к утрате Иудеей политической независимости. Вместе с тем, история борьбы против Вавилона еще не была завершена. Остатки иудейской армии и беженцы из оккупированных районов пытались найти убежище в соседних странах Заиорданья или в Египте, в пещерах Иудейских гор и в Иудейской пустыне. Возможно, что две ивритские надписи, вырезанные на стене погребальной пещеры в Хирбет Бейт-Лей, восточнее Лахиша, были сделаны рукой таких беженцев. В них упоминаются Иудея и Иерусалим и приводятся слова молитвы.

      В отсутствие сочинений, аналогичных книгам Иосифа Флавия, или археологических находок, подобных Масаде и пещерам Иудейской пустыни, относящихся ко Второму Храму, относительно эпохи Первого Храма, нам, по- видимому, не суждено когда-либо полностью узнать трагическую историю беженцев от вавилонских армий. Библия сообщает нам о судьбе группы таких беженцев, которые под руководством Гедалии (Гдалияху) Бен-Ахикама собирались восстанавливать Страну Израиля. Однако с убийством Гедалии и расквартированием вавилонского гарнизона в Массифе (Мицпе), были похоронены последние надежды на возрождение еврейского народа в Стране Израиля (Книга Царств II, 25:25; Иеремия 41:3). Отныне мечты об избавлении народа связывались с общиной, проживавшей в Вавило- не.

Комментариев нет:

Отправить комментарий