Псалтирь 33:10 «Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его».
Псалтирь 33:8 «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их»
Псалтирь 111:1-2 «Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится»
Псалтирь 24:12 «Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать».
Псалтирь 24:14 «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им».
Псалтирь 30:20 «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!»
Псалтирь 32:18 «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».
Псалтирь 84:10 «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!»
Псалтирь 102:11 «... ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его».
Псалтирь 102:13 «... как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».
Псалтирь 102:17 «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».
Псалтирь 110:4-5 «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой».
Псалтирь 113:21 «... благословляет боящихся Господа, малых с великими».
Псалтирь 127:1-4 «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»
Псалтирь 144:19 «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».
Притчи 10:27 «Страх Господень прибавляет дней».
Притчи 14:26 «В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище».
Притчи 14:27 «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти».
Притчи 15:33 «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение».
Притчи 16:6 «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла».
Притчи 19:23 «Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его».
Притчи 22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».
Притчи 23:17 «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
Екклесиаст 8:12-13 «Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом».
Екклесиаст 12:13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
Я думаю, из вышесказанного очевидно, что мы имеем дело с очень важной темой. Что же это – страх Господень, если все, имеющие его, как написано, получают так много обетований? Что значит «бояться Господа»? Значит ли это испытывать страх, ужас при мысли о Боге? А может быть, все эти рассуждения о «страхе Господнем» уже не актуальны в наши дни, потому что мы дети Божьи? К тому же, разве не написано в 1-ом Послании Иоанна, что в любви нет страха? Можно ли поэтому сделать вывод, что «страх Господень» - понятие, относящееся только к Ветхому Завету? Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.
1. Страх Господень: больше, чем просто уважение, но в то же время не панический ужас.
В зависимости от того, чему были научены, люди по-разному понимают страх Господень: некоторые считают его своего рода ужасом, чувством страха перед Богом; другие же считают его простым проявлением уважения, подобно тому, которое они оказывают, скажем, своим коллегам по работе или... они совсем не понимают, что это такое, считая данное понятие устаревшим в наш век благодати. Я думаю, что ни одна из этих точек зрения не близка к истине. Начнем с понятия обычного уважения: уважение, существующее между равными, - совсем не то же самое, что уважение, подобающее Всевышнему. Уважение, которое подданный царя оказывает таким же подданным, как он сам, и уважение, которое он оказывает царю, - совершенно разные вещи. Даже если он имеет дерзновение перед престолом царя, как мы имеем дерзновение пред престолом Бога через кровь Христа, даже если он сам – сын Царя, кем и мы являемся по вере, - все равно он остается подданным по отношению к Царю. А любому царю, не говоря уже о Царе царей, должно оказывать надлежащий почет. Иначе говоря, тот факт, что мы – дети Царя, не отменяет благоговения и глубочайшего уважения, которое мы должны оказывать Царю, Всевышнему, как и не низводит их до уровня обычного уважения, оказываемого нами другим подданным.
Однако, сын царя все же приходит к царю не так, как пришел бы любой другой человек. Сын царя не дрожит перед ним от страха, а приходит бесстрашно и уверенно, зная, что царь, к которому он обращается, - его любящий Отец. В то же время, как уже было сказано выше, он приходит к нему с глубочайшим уважением, не забывая, что он обращается не просто к товарищу, а к своему Отцу, Который еще и Всевышний Бог, Господь господствующих и Царь царей. Таким образом, тот факт, что мы – дети Божьи, также означает, что страх Господень должен пониматься нами не как панический ужас и боязнь перед Царем, а скорее как наиглубочайшее уважение и почет, присущие отношениям детей с самым любящим Отцом, Который в то же самое время и Творец всего, Всевышний Бог.
От этого разъяснения перейдем к отрывкам, показывающим величие Бога и связанным со страхом Господним. Эти отрывки я привожу как свидетельство великолепия и величия Бога, не желая тем самым утверждать, что христианам следует испытывать боязнь и ужас перед Богом. Как мы уже говорили и будем говорить еще, страх Божий не означает боязнь Бога. Я думаю, что в наше время, когда пропасть между Богом и человеком устранена Христом, иметь страх Божий для нас означает приходить к Нему как к Отцу (с уверенностью и без боязни), не забывая в то же время, что Он – Всевышний Бог (и достоин глубочайшего почтения). Обращаясь к вышеупомянутым отрывкам, начнем с Иеремии 10:6-7:
Иеремия 10:6-7 «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?»
и Откровение 15:4
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?»
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?»
и Иеремия 5:22-24
«Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: 'убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы'».
«Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: 'убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы'».
Псалтирь 32:6-9 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось».
БОГ СОТВОРИЛ НАС И ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ. ВСЕ, ВИДИМОЕ ИЛИ НЕВИДИМОЕ, БЫЛО СОТВОРЕНО ЕГО РУКОЙ. Он – наш Отец и наш Господь. Он – Всевышний. Знание Писаний без благоговения и трепета перед величием Бога – лишь знания разума, как правило, ведущие, к гордыне (1 Коринфянам 8:1). Как написано в Притчах:
Притчи 2:1-5 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,ТО уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».
Только если Слово Божье хранится в нас, и если оно приживается в нашем сердце, мы сможем понять страх Господень. Если же мы не имеем благоговения перед Всевышним, то все наше знание Писания – лишь знание разума, которое, не будучи укоренено в сердце, не принесет плода, а станет причиной гордыни.
2. О дерзновении и страхе Господнем в Новом Завете
Есть определенная точка зрения, которой явно или неявно придерживаются некоторые. Согласно ей, страх Господень был каким-то образом отменен по причине жертвы Господа Иисуса Христа. Я не думаю, что такое понимание верно. И в Новом Завете есть отрывки, в которых говорится о страхе Господнем:
Деяния 9:31 «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя В СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ; и, при утешении от Святаго Духа, умножались».
1 Петра 2:17 «Всех почитайте, братство любите, БОГА БОЙТЕСЬ».
2 Коринфянам 7:1 «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню В СТРАХЕ БОЖИЕМ».
Колоссянам 3:22 «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, БОЯСЬ БОГА».
Корнелий, первый язычник, в чьем доме было проповедано Евангелие, был человеком, боящимся Бога. Как написано в Деяниях 10:1-2:
Деяния 10:1-2 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и БОЯЩИЙСЯ БОГА со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».
И как сказал Петр в Деяниях 10:34-35:
Деяния 10:34-35 «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, НО ВО ВСЯКОМ НАРОДЕ БОЯЩИЙСЯ ЕГО И ПОСТУПАЮЩИЙ ПО ПРАВДЕ ПРИЯТЕН ЕМУ».
Как мы видим, о страхе Господнем говорится и в Новом Завете. Тем не менее, я считаю, – и я уже говорил об этом – что между Ветхим и Новым Заветами есть огромная разница. Эта разница в том, что, благодаря жертве Господа Иисуса Христа, в наше время человеку доступны совершенно иные отношения с Богом. Об отношениях с Богом такого рода необходимо помнить, исследуя понятие страха Господня. Возвращаясь к ранее приведенному примеру: между обычными подданными государства и подданными, которые являются одновременно детьми Царя – огромная разница. Соответственно, существенно отличается и то, как те и другие обращаются к Царю. Возможно, обычные подданные испытывают страх перед величием Царя, осознавая, что их отношения с Ним ограничиваются рамками «правитель-подданный». Но для детей Царя все иначе. Дети Царя могут приступать к Нему с уверенностью и без страха, как к любящему Отцу.
По Писанию, именно так мы должны приступать к престолу Бога:
Евреям 4:14-16 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
К престолу благодати мы приступаем с дерзновением. Это право нам дано не по личным заслугам, а благодаря жертве Господа Иисуса Христа, ставшей для нас мостом через пропасть, отделявшую нас от Бога и давшей возможность всем, уверовавшим в то, что Иисус – Сын Божий, стать Божьими детьми (1 Иоанна 5:1). И как написано в 1 Иоанна 4: 18-19:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Если мы любим Бога, мы не будем страшиться Его, потому что страх и любовь несовместимы. И опять же я повторю: это не значит, что мы можем приходить к Богу, как к равному нам, оказывая Ему не более, чем просто уважение и не осознавая Величие Того, к кому мы приступаем. Однако это отношение не имеет ничего общего со страхом в его негативном понимании, и мы не должны страшиться Бога. Если мы испытываем ужас, приходя к Нему, то мы не любим Его по-настоящему, ибо в любви нет страха. Наше отношение должно быть иным, как мы уже сказали: бояться Бога означает приходить к Нему одновременно как к Отцу (с уверенностью и без боязни) и как ко Всевышнему Богу (с глубочайшим почтением).
3. Бояться Бога – значит исполнять Его волю.
Развивая вышеизложенные мысли дальше, я хочу сказать, что не понимаю, как человек может исполнять волю Господа, не имея перед Ним должного страха, и как человек может бояться Бога, не исполняя Его воли. Бояться Бога – значит исполнять Его волю. Это значит - предпринять шаг веры и поступить так, как велит Бог, даже если мы не находим логического объяснения ситуации и не можем видеть полную картину происходящего. Боящиеся Бога будут стремиться исполнить волю Божью. Любое повеление Отца имеет для них первостепенную важность и не подлежит обсуждению, ибо исходит из уст Самого Отца. Страх Господень, глубочайшее почтение перед Ним и Его волей и послушание Господу и Его воле будут в таком случае сопутствовать друг другу. Представьте себе только непослушных детей. Можно ли сказать, что такие дети уважают своего отца? Возможно, они приходят к нему, чтобы добиться от него желаемого, но не испытывают к нему ни любви, ни почтения. Если бы они его любили, то относились бы с почтением к его воле и исполняли бы ее. К сожалению, есть похожие христиане, которые приходят к Богу только от великой нужды; все остальное время они живут по законам мира. Естественно, так продолжаться не должно. Вместо подобного поведения нам следует углублять наши отношения с Богом, ища прежде Царства Божия и Его праведности, и все остальное приложится нам (Матфея 6:33). Мы должны следовать по стопам нашего Господа Иисуса Христа, как написано в Филиппийцам 2:5-11:
Филиппийцам 2:5-11 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
В Писании говорится, что в нас должны быть те же самые чувствования, что и в нашем Господе Иисусе Христе. Какие же чувствования были у Него? Его чувствованиями была готовность к послушанию, послушанию даже до смерти. Его девизом были слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42).
Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что мы не можем со всей уверенностью утверждать, что имеем страх Господень, если не исполняем Его волю. Точно такой же принцип действует в любви к Господу. Как Он Сам сказал:
Иоанна 14:23-24 «... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».
Мы не можем говорить, что любим Господа, если не исполняем то, что Он нам велит. Точно так же, я думаю, мы не можем сказать, что мы боимся Господа, если мы знаем, в чем Его воля, но не исполняем ее.
В заключение этого раздела еще раз повторим: страх Господень подразумевает послушание Господу. Страх Господень – значит высоко ценить Бога и Его волю, несмотря на обстоятельства. Выражаясь кратко, это значит ставить Бога и Его волю превыше всего.
4. Заключение
Мы начали эту статью с перечисления благословений, которые приносит страх Господень. Действительно, трудно найти в Писании другую заповедь, содержащую в себе такое же множество обетований: долгая жизнь, благополучие, избавление от бед и много других обетований сопровождают боящихся Господа.
Затем мы попытались дать определение страху Господню, четко отделив страх Господень от обычного уважения, оказываемого равному, с одной стороны, и от боязни Бога или ужаса, с другой стороны. Страх Господень, не являясь ни тем, ни другим, на самом деле выражается в глубочайшем почтении, подобающему Отцу, БОГУ, ГОСПОДУ, СОЗДАТЕЛЮ ВСЕГО.
И, наконец, мы выяснили, что страх Господень неотделим от исполнения Божьей воли. Другими словами, боящийся Господа будет исполнять Его волю; а тот, кто не боится Его, а лишь хочет угождать своей плоти, либо исполняет Его волю, когда ему этого хочется, по обстоятельствам, либо не исполняет ее вообще.
В заключение внимательно прочитаем наставление из книги Екклесиаста:
Екклесиаст 12:13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
Комментариев нет:
Отправить комментарий