Цветное телевидение возродило интерес к
цветомузыке. Причудливые сполохи
цветных лучей, ритмы света и цвета стали обычными в концертных залах,
дискотеках, различных шоу. Именно успехи техники материализуют древнюю
идею цветомузыки, которой присущи свои уникальные особенности. О ней
размышляли люди весьма удаленных друг от друга профессий. Это такие ученые
и философы как Ньютон, Ломоносов, Вернадский , Майкельсон. Это такие
знаменитые музыканты и художники, как Скрябин, Чурлёнис, Кандинский и
многие, многие другие. Известно также, что представления о цветомузыке
связаны с метафизическими понятиями о мировой числовой гармонии, начала
которых были положены Пифагором и его учениками, и о которых размышляли
физики Ньютон и Эйнштейн, астроном Кеплер, естествоиспытатель Вернадский,
основатель кибернетики Винер. И, наконец, оказывается что как бы далеко мы
не заглянули вглубь веков, мы обнаружим что и для тех времен идея
цветомузыки была не нова. Достаточно сказать, что ещё в античный период
великий Аристотель в своем трактате О душе пишет: Цвета по приятности их
гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть
взаимно пропорциональными .
Итак цветомузыка пронизывает множество веков, охватывает удаленные друг от
друга сферы человеческой деятельности и принадлежит к области идей о
мировой гармонии, или, как это формулировали пифагорейцы, к области
гармонии небесных сфер .Такая уникальная особенность цветомузыки делает
уместным вопрос о том, что не относится ли эта идея к числу высших замыслов
в Творении и не включен ли этот предмет в те Книги Библии, глядя в которые
Бог созидал этот мир? Оказывается, что действительно в Библии есть чудо
восприятия видимого слухом, а слышимого зрением. Может быть эти слова
Священных Книг помогут нам лучше понять существо предмета цветомузыки,
который ныне начинает входить в мир на острие технического прогресса. Для
этого обратимся к стихам Библии, повествующим о чудесах Откровени
Через семь недель после исхода из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин
призывного возраста (не считая женщин, детей и стариков) стояли у
подножия Синайской горы, а гора горела огнем до сердца небес мрак,
облако и мгла (Исх.4:11). Такая картина открывается при чтении книги
Исход , когда слова Моисея подводят нас к чуду Откровения, к чуду
провозглашения Богом Десяти Заповедей в присутствии нескольких миллионов
людей среди раскатов грома, сверкания молний и трубных звуков.
Совершаемые Богом чудеса подходят к высшим кульминациям, что можно понять
чуть ли не из каждой строчки. В них сказано и об особенностях трубных
звуков: и трубных звук становился сильнее и сильнее . Трубление в бараний
рог шофар трудно даже для людей с крепкими легкими и потому создаваемый
человеком трубный звук к концу ослабевает. Поэтому слова сильнее и
сильнее указывают на нечто значительное.
Есть в тексте также и антиномии, то есть противоречия между двумя
положениями, которые мы признаем одинаково верными, а именно:
И было, когда слышали вы голос из мрака и голос Его мы слышали из среды
огня (Втор.4:20-21). Так из среды мрака или из среды огня? Всякая антиномия
в Библии свидетельствует о важных сокрытых смыслах. Вот один из них: А
весь народ видел громы и пламя, и трубный звук и гору дымящуюся; и как
увидел народ, они содрогнулись (Исх.20:15).
Видеть громы и трубный звук без всяких устройств это чудо, размышления о
котором не чужды предмету цветомузыки, Однако из чего следует, что это не
поэтический оборот, что здесь Библия действительно говорит о чуде? Вопрос
не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Что такое чудо?
Это слово часто употребляется, но его значение также туманно, как и понятие
нечто небывалого. Есть множество писаний о чудесных исцелениях, видениях,
вспоможениях и т.д. Но где границы между естественным и сверхестественным и
чем чудо отличается от ещё не познанного? Где критерии достоверности чудес
и есть ли их иерархия?
В науке нет места чудесам. Нет оснований считать, что и Сам Бог нарушает
установленные Им порядки. Разве не говорил Он устами Своих пророков:
Невозможно, чтобы не установил Я законов неба и земли (Иер.33:25), того,
что вышло из уст Моих, не изменю (Пс.89:36). Возможно, что в непостижимом
для нас мировом порядке чудеса как бы предусмотрены от начала Творения:
нет подобного Мне. Предвещаю от начала конец и от древних времен то, что
ещё не сделалось (Исх.46:9-10).
Многое остается за пределами сокрытых от нас тайн, но есть слова Священных
Книг, которые вполне ясно указывают нам на три главных признака высших
чудес, которые совершает Бог. К этим чудесам могут быть отнесены только
такие события и явления, которых никогда ранее не было и впредь никогда не
будет, они явлены всему народу и не требуют свидетелей, и, в-третьих,
которые жизненно необходимы не для отдельных людей, а для всего народа.
Вот некоторые подтверждения этих признаков, которые мы находим в книгах
Библии: И был град и огонь, пламенеющий среди града, весьма сильный,
какого не было во всей земле Египетской с тех пор, как досталась она
народу (Исх.9:24), прежде не бывало такой саранчи, как эта, и после сего
не будет такой"(Исх.10:14), ещё: И будет вопль по всей земле Египетской,
какого не бывало и какого не будет более (Исх.11:6), и ещё: вот, Я
заключаю союз: перед всем народом совершу чудеса, какие не творились по
всей земле и ни у каких народов (Исх.34:10). Тот факт, что чудеса творились
не для отдельных людей, а для всех следует также из того, что маном
небесным питался весь народ сорок лет. В пустыне ман был главной пищей и
без него умерли бы люди. Ещё сказано, что весь народ перешел по суху через
раздвинувшееся море. Если бы кто-то не перешел, то был бы убит
преследовавшими их египтянами.
Примеры можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы подтвердить
правильность трех выше названных признаков творимых Богом чудес.
Можно ожидать, что чудо видения звуков вполне удовлетворяет этим признакам,
так как Откровение совершено для всех народов земли.
Из слов а весь народ видел следует, что чудо явлено всем людям и не было
среди них слепого. Из чего узнаем, что не было ни одного глухого и ни
одного немого? И прочитал вслух народу и сказали они: всё, что говорил Бог
сделаем и будем слушать (Исх.24:7). Итак, чудо видения звуков уникально и
имеет значение для всех людей. Знатоки Закона пишут, что похвально и
полезно всякое подражание Творцу. Поиски в области цветомузыки можно
отнести к одному из этих подражаний, так как в Библии описан наивысший,
недосягаемый образец, когда весь народ находился на более высоком, чем
обычно, уровне и мог видеть слышимое. По-видимому не случайно, что Бог
трижды сказал о цветной радуге как о знаке, напоминающем о его Завете с
людьми после Потопа.
Далее, из истории науки можно обнаружить, что пифагорейская гармония сфер
тесно связана с идеей цветомузыки.
Когда Исаак Ньютон впервые с помощью стеклянной призмы превратил луч
солнечного света в полоску цветного спектра, то он решил, что есть аналогия
между цветами солнечного спектра и звуками музыкальной октавы. У Ньютона
был ассистент, который хорошо различал цвета. Ученый поручил ему отметить
на полоске спектра границы отдельных цветов. Длину всей полоски спектра он
предложил принять за одну октаву с относительной длиной этой полоски 1/2 .
При этом, Ньютон обнаружил, что расстояния границ отдельных цветов от
начала спектра относятся между собой как магические числа Пифагора, то есть
1/2 октава, 2/3 квинта, 3/4 кварта. Именно такие отношения простых
чисел равны отношениям основных интервалов звукоряда, который в дальнейшем
получил название музыкального строя Пифагора. Этот любопытный факт Ньютон
описал в своем трактате Оптика . Ему казалось особенно интересным то, что
эта аналогия согласовывалась с древним учением о гармонии сфер , о котором
ему было известно из трактата Кеплера Гармония мира (1619).
Задолго до нашей эры пифагорейцы считали, что порядки Космоса и сущности
вещей определяются числами. Считается, что идеи числовых порядков Вселенной
высказывал ещё мифический музыкант Орфей. По преданиям музыка Орфея
очаровывала не только людей, ею заслушивались животные и даже реки
останавливали свое течение, когда звучала лира Орфе Пифагор проникся
идеей числовой гармонии мира после того как сделал первое открытие в
области акустики о связи между длиной струны музыкальных инструментов и
частотой (высотой) звука. Когда он сокращал вдвое колеблющуюся часть струны
путем нажатия пальцем на её середину, то звучание было на октаву выше в
сравнении с тем, что было слышно при колебании всей струны. Звук квинты
(2/3) возникал при сокращении длины струны до двух третей, А кварты (3/4)
трех четвертей. Используя эти три основные отношения интервалов, Пифагор
получил весь натуральный музыкальный строй.
Бытует мнение, что ныне идеи числовой гармонии мира можно отнести к
устаревшим. Однако мнения ряда ученых и новые научные результаты
свидетельствуют об ином. Например, основатель кибернетики Норберт Винер
писал, что не правы, кто считает числа только знаками для счета, в них есть
красота, сила и вдохновение. Ещё дальше идет В.Вернадский. В своем очерке
О научном мировоззрении он пишет: мы видим на каждом шагу чувства
мировой числовой гармонии . Он отмечает, что восприятие этой гармонии может
раздвинуть рамки научного знания.
Связанные с законами природы и с основными свойствами материи
числовые коэффициенты являются как бы надконфессиональными по отношению к
разным областям естественных наук и их общность в пределах одной системы
знаний не обосновываетс Поэтому можно понять причину употребления
Вернадским слов чувства гармонии .
Немецкий философ и математик Лейбниц так же относит к области метафизики
общие положения гармонии. Эйнштейн вообще считал, что красота является
одним из главных критериев достоверности научных теорий. Когда он с
применением своей статистики (Бозе-Эйнштейна) получил формулу для давления
частиц, то он написал, что самым замечательным в этом результате является
то, что по виду и числовому коэффициенту (2/3) получилось тоже самое, что и
в теории идеальных газов.
Числовые отношения октавы, квинты и кварты входят в общие или самые общие
формулы физики и химии. Новые научные наблюдения также свидетельствуют о
единстве, казалось бы, таких различных свойств и явлений природы, как
тепловое излучение Солнца и законы теплового излучения света, оптические
свойства атмосферы и свойства человеческого зрения и т.д. Желающих
подробнее ознакомиться с этими результатами мы отсылаем к материалам 8-ой
Генеральной Конференции Европейского Общества Физиков, сентябрь 1990,
г.Амстердам, к публикациям в журналах Законодательная и прикладная
метрология 3, 1996, с.51-53 и 3, 1997, с.40-42, а также в Депонентах
ВИНИТИ, г.Москва, 1033-В96 от 28 марта 1996 и 1034-В96 от 28 марта 1998.
Есть достаточно оснований считать, что идея мировой числовой гармонии как и
идея цветомузыки охватывает толщу веков от античности до нового
тысячелети Эта идея находится в хорошем согласии с одним из основных
выводов философов о том, что единство и гармония являются основой всего
сущего.
Возвращаясь к чуду Откровения, надо заметить, что видение трубного звука и
видение бараньего рога это не одно и тоже. Должно быть более правы те, кто
считает, что в цветомузыке, как и в музыке обычной используются не
конкретные изображения или слова, а впечатления от гармонических
соотношений звуков и красок. Также и композитор Скрябин ввел в партитуру
своей поэмы огня Прометей строку люче (свет), но не строку изображений.
Интересно, что также это понимали и ученые. Так, бывший Президент
Национальной Академии США, профессор А.Майкельсон в своей книге Световые
волны и их применения написал: Цветовые явления действительно производят
на меня столь сильное впечатление, что я решаюсь предсказать, в недалеком
будущем, возникновение аналогичного искусству сочетания звуков нового
искусства красок. В этом искусстве исполнитель будет иметь перед собой
хроматическую шкалу в самом подлинном смысле этого слова, и он будет в
состоянии играть красками спектра в какой угодно последовательности или в
любом сочетании их между собой и по желанию будет вызывать самые изящные и
нежные вариации света и красок или самые страшные и волнующие контрасты и
цветовые аккорды .
Итак есть основания считать, что идея цветомузыки благословенна и потому
каждый шаг на пути её осуществления также благословен.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены уникальные особенности идеи цветомузыки. Она существует от
античных времен до наших дней, владела умами людей самых различных областей
творческой деятельности и находится в хорошем согласии с древним учением о
гармонии сфер , а также с одним из основных выводов философов о том, что
единство и гармония являются основой всего сущего. Приведены тексты
Священных Книг, из которых следует вывод о том, что предмет цветомузыки
можно отнести к одной из благословенных сфер деятельности людей.
Наблюдаются новые факты общности числовой гармонии в искусстве и науке, а
также факт возрастания интереса к цветомузыке, возможно, в связи с
техническим прогрессом. Содержание статьи является продолжением книги
автора: Цвет Прометея .- Издательство Знание , Москва, 1963, 125 с., и
продолжением статьи: Энергия и единство мира в журнале Свет- Природа и
человек .-(1997), 1, с.16-18, 33.
цветных лучей, ритмы света и цвета стали обычными в концертных залах,
дискотеках, различных шоу. Именно успехи техники материализуют древнюю
идею цветомузыки, которой присущи свои уникальные особенности. О ней
размышляли люди весьма удаленных друг от друга профессий. Это такие ученые
и философы как Ньютон, Ломоносов, Вернадский , Майкельсон. Это такие
знаменитые музыканты и художники, как Скрябин, Чурлёнис, Кандинский и
многие, многие другие. Известно также, что представления о цветомузыке
связаны с метафизическими понятиями о мировой числовой гармонии, начала
которых были положены Пифагором и его учениками, и о которых размышляли
физики Ньютон и Эйнштейн, астроном Кеплер, естествоиспытатель Вернадский,
основатель кибернетики Винер. И, наконец, оказывается что как бы далеко мы
не заглянули вглубь веков, мы обнаружим что и для тех времен идея
цветомузыки была не нова. Достаточно сказать, что ещё в античный период
великий Аристотель в своем трактате О душе пишет: Цвета по приятности их
гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть
взаимно пропорциональными .
Итак цветомузыка пронизывает множество веков, охватывает удаленные друг от
друга сферы человеческой деятельности и принадлежит к области идей о
мировой гармонии, или, как это формулировали пифагорейцы, к области
гармонии небесных сфер .Такая уникальная особенность цветомузыки делает
уместным вопрос о том, что не относится ли эта идея к числу высших замыслов
в Творении и не включен ли этот предмет в те Книги Библии, глядя в которые
Бог созидал этот мир? Оказывается, что действительно в Библии есть чудо
восприятия видимого слухом, а слышимого зрением. Может быть эти слова
Священных Книг помогут нам лучше понять существо предмета цветомузыки,
который ныне начинает входить в мир на острие технического прогресса. Для
этого обратимся к стихам Библии, повествующим о чудесах Откровени
Через семь недель после исхода из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин
призывного возраста (не считая женщин, детей и стариков) стояли у
подножия Синайской горы, а гора горела огнем до сердца небес мрак,
облако и мгла (Исх.4:11). Такая картина открывается при чтении книги
Исход , когда слова Моисея подводят нас к чуду Откровения, к чуду
провозглашения Богом Десяти Заповедей в присутствии нескольких миллионов
людей среди раскатов грома, сверкания молний и трубных звуков.
Совершаемые Богом чудеса подходят к высшим кульминациям, что можно понять
чуть ли не из каждой строчки. В них сказано и об особенностях трубных
звуков: и трубных звук становился сильнее и сильнее . Трубление в бараний
рог шофар трудно даже для людей с крепкими легкими и потому создаваемый
человеком трубный звук к концу ослабевает. Поэтому слова сильнее и
сильнее указывают на нечто значительное.
Есть в тексте также и антиномии, то есть противоречия между двумя
положениями, которые мы признаем одинаково верными, а именно:
И было, когда слышали вы голос из мрака и голос Его мы слышали из среды
огня (Втор.4:20-21). Так из среды мрака или из среды огня? Всякая антиномия
в Библии свидетельствует о важных сокрытых смыслах. Вот один из них: А
весь народ видел громы и пламя, и трубный звук и гору дымящуюся; и как
увидел народ, они содрогнулись (Исх.20:15).
Видеть громы и трубный звук без всяких устройств это чудо, размышления о
котором не чужды предмету цветомузыки, Однако из чего следует, что это не
поэтический оборот, что здесь Библия действительно говорит о чуде? Вопрос
не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Что такое чудо?
Это слово часто употребляется, но его значение также туманно, как и понятие
нечто небывалого. Есть множество писаний о чудесных исцелениях, видениях,
вспоможениях и т.д. Но где границы между естественным и сверхестественным и
чем чудо отличается от ещё не познанного? Где критерии достоверности чудес
и есть ли их иерархия?
В науке нет места чудесам. Нет оснований считать, что и Сам Бог нарушает
установленные Им порядки. Разве не говорил Он устами Своих пророков:
Невозможно, чтобы не установил Я законов неба и земли (Иер.33:25), того,
что вышло из уст Моих, не изменю (Пс.89:36). Возможно, что в непостижимом
для нас мировом порядке чудеса как бы предусмотрены от начала Творения:
нет подобного Мне. Предвещаю от начала конец и от древних времен то, что
ещё не сделалось (Исх.46:9-10).
Многое остается за пределами сокрытых от нас тайн, но есть слова Священных
Книг, которые вполне ясно указывают нам на три главных признака высших
чудес, которые совершает Бог. К этим чудесам могут быть отнесены только
такие события и явления, которых никогда ранее не было и впредь никогда не
будет, они явлены всему народу и не требуют свидетелей, и, в-третьих,
которые жизненно необходимы не для отдельных людей, а для всего народа.
Вот некоторые подтверждения этих признаков, которые мы находим в книгах
Библии: И был град и огонь, пламенеющий среди града, весьма сильный,
какого не было во всей земле Египетской с тех пор, как досталась она
народу (Исх.9:24), прежде не бывало такой саранчи, как эта, и после сего
не будет такой"(Исх.10:14), ещё: И будет вопль по всей земле Египетской,
какого не бывало и какого не будет более (Исх.11:6), и ещё: вот, Я
заключаю союз: перед всем народом совершу чудеса, какие не творились по
всей земле и ни у каких народов (Исх.34:10). Тот факт, что чудеса творились
не для отдельных людей, а для всех следует также из того, что маном
небесным питался весь народ сорок лет. В пустыне ман был главной пищей и
без него умерли бы люди. Ещё сказано, что весь народ перешел по суху через
раздвинувшееся море. Если бы кто-то не перешел, то был бы убит
преследовавшими их египтянами.
Примеры можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы подтвердить
правильность трех выше названных признаков творимых Богом чудес.
Можно ожидать, что чудо видения звуков вполне удовлетворяет этим признакам,
так как Откровение совершено для всех народов земли.
Из слов а весь народ видел следует, что чудо явлено всем людям и не было
среди них слепого. Из чего узнаем, что не было ни одного глухого и ни
одного немого? И прочитал вслух народу и сказали они: всё, что говорил Бог
сделаем и будем слушать (Исх.24:7). Итак, чудо видения звуков уникально и
имеет значение для всех людей. Знатоки Закона пишут, что похвально и
полезно всякое подражание Творцу. Поиски в области цветомузыки можно
отнести к одному из этих подражаний, так как в Библии описан наивысший,
недосягаемый образец, когда весь народ находился на более высоком, чем
обычно, уровне и мог видеть слышимое. По-видимому не случайно, что Бог
трижды сказал о цветной радуге как о знаке, напоминающем о его Завете с
людьми после Потопа.
Далее, из истории науки можно обнаружить, что пифагорейская гармония сфер
тесно связана с идеей цветомузыки.
Когда Исаак Ньютон впервые с помощью стеклянной призмы превратил луч
солнечного света в полоску цветного спектра, то он решил, что есть аналогия
между цветами солнечного спектра и звуками музыкальной октавы. У Ньютона
был ассистент, который хорошо различал цвета. Ученый поручил ему отметить
на полоске спектра границы отдельных цветов. Длину всей полоски спектра он
предложил принять за одну октаву с относительной длиной этой полоски 1/2 .
При этом, Ньютон обнаружил, что расстояния границ отдельных цветов от
начала спектра относятся между собой как магические числа Пифагора, то есть
1/2 октава, 2/3 квинта, 3/4 кварта. Именно такие отношения простых
чисел равны отношениям основных интервалов звукоряда, который в дальнейшем
получил название музыкального строя Пифагора. Этот любопытный факт Ньютон
описал в своем трактате Оптика . Ему казалось особенно интересным то, что
эта аналогия согласовывалась с древним учением о гармонии сфер , о котором
ему было известно из трактата Кеплера Гармония мира (1619).
Задолго до нашей эры пифагорейцы считали, что порядки Космоса и сущности
вещей определяются числами. Считается, что идеи числовых порядков Вселенной
высказывал ещё мифический музыкант Орфей. По преданиям музыка Орфея
очаровывала не только людей, ею заслушивались животные и даже реки
останавливали свое течение, когда звучала лира Орфе Пифагор проникся
идеей числовой гармонии мира после того как сделал первое открытие в
области акустики о связи между длиной струны музыкальных инструментов и
частотой (высотой) звука. Когда он сокращал вдвое колеблющуюся часть струны
путем нажатия пальцем на её середину, то звучание было на октаву выше в
сравнении с тем, что было слышно при колебании всей струны. Звук квинты
(2/3) возникал при сокращении длины струны до двух третей, А кварты (3/4)
трех четвертей. Используя эти три основные отношения интервалов, Пифагор
получил весь натуральный музыкальный строй.
Бытует мнение, что ныне идеи числовой гармонии мира можно отнести к
устаревшим. Однако мнения ряда ученых и новые научные результаты
свидетельствуют об ином. Например, основатель кибернетики Норберт Винер
писал, что не правы, кто считает числа только знаками для счета, в них есть
красота, сила и вдохновение. Ещё дальше идет В.Вернадский. В своем очерке
О научном мировоззрении он пишет: мы видим на каждом шагу чувства
мировой числовой гармонии . Он отмечает, что восприятие этой гармонии может
раздвинуть рамки научного знания.
Связанные с законами природы и с основными свойствами материи
числовые коэффициенты являются как бы надконфессиональными по отношению к
разным областям естественных наук и их общность в пределах одной системы
знаний не обосновываетс Поэтому можно понять причину употребления
Вернадским слов чувства гармонии .
Немецкий философ и математик Лейбниц так же относит к области метафизики
общие положения гармонии. Эйнштейн вообще считал, что красота является
одним из главных критериев достоверности научных теорий. Когда он с
применением своей статистики (Бозе-Эйнштейна) получил формулу для давления
частиц, то он написал, что самым замечательным в этом результате является
то, что по виду и числовому коэффициенту (2/3) получилось тоже самое, что и
в теории идеальных газов.
Числовые отношения октавы, квинты и кварты входят в общие или самые общие
формулы физики и химии. Новые научные наблюдения также свидетельствуют о
единстве, казалось бы, таких различных свойств и явлений природы, как
тепловое излучение Солнца и законы теплового излучения света, оптические
свойства атмосферы и свойства человеческого зрения и т.д. Желающих
подробнее ознакомиться с этими результатами мы отсылаем к материалам 8-ой
Генеральной Конференции Европейского Общества Физиков, сентябрь 1990,
г.Амстердам, к публикациям в журналах Законодательная и прикладная
метрология 3, 1996, с.51-53 и 3, 1997, с.40-42, а также в Депонентах
ВИНИТИ, г.Москва, 1033-В96 от 28 марта 1996 и 1034-В96 от 28 марта 1998.
Есть достаточно оснований считать, что идея мировой числовой гармонии как и
идея цветомузыки охватывает толщу веков от античности до нового
тысячелети Эта идея находится в хорошем согласии с одним из основных
выводов философов о том, что единство и гармония являются основой всего
сущего.
Возвращаясь к чуду Откровения, надо заметить, что видение трубного звука и
видение бараньего рога это не одно и тоже. Должно быть более правы те, кто
считает, что в цветомузыке, как и в музыке обычной используются не
конкретные изображения или слова, а впечатления от гармонических
соотношений звуков и красок. Также и композитор Скрябин ввел в партитуру
своей поэмы огня Прометей строку люче (свет), но не строку изображений.
Интересно, что также это понимали и ученые. Так, бывший Президент
Национальной Академии США, профессор А.Майкельсон в своей книге Световые
волны и их применения написал: Цветовые явления действительно производят
на меня столь сильное впечатление, что я решаюсь предсказать, в недалеком
будущем, возникновение аналогичного искусству сочетания звуков нового
искусства красок. В этом искусстве исполнитель будет иметь перед собой
хроматическую шкалу в самом подлинном смысле этого слова, и он будет в
состоянии играть красками спектра в какой угодно последовательности или в
любом сочетании их между собой и по желанию будет вызывать самые изящные и
нежные вариации света и красок или самые страшные и волнующие контрасты и
цветовые аккорды .
Итак есть основания считать, что идея цветомузыки благословенна и потому
каждый шаг на пути её осуществления также благословен.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены уникальные особенности идеи цветомузыки. Она существует от
античных времен до наших дней, владела умами людей самых различных областей
творческой деятельности и находится в хорошем согласии с древним учением о
гармонии сфер , а также с одним из основных выводов философов о том, что
единство и гармония являются основой всего сущего. Приведены тексты
Священных Книг, из которых следует вывод о том, что предмет цветомузыки
можно отнести к одной из благословенных сфер деятельности людей.
Наблюдаются новые факты общности числовой гармонии в искусстве и науке, а
также факт возрастания интереса к цветомузыке, возможно, в связи с
техническим прогрессом. Содержание статьи является продолжением книги
автора: Цвет Прометея .- Издательство Знание , Москва, 1963, 125 с., и
продолжением статьи: Энергия и единство мира в журнале Свет- Природа и
человек .-(1997), 1, с.16-18, 33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий